Лукоморье - с детства знакомое па пушкинской поэме слово. Но что это на самом деле - миф или забытая география древнего царства? Многочисленные исследователи дают разнообразные адреса: Черное и Азовское моря, дельта Волги и Каспий...
Но не всегда количество научных трудов добавляет ясности, а в случае с Лукоморьем, кажется, совсем наоборот - чем больше исследований, тем труднее понять, где же на самом деле была эта сказочная страна. Так можно ли сегодня найти на географической карте ту землю, образом-символом которой является пушкинское Лукоморье?
Еще в XV веке у простых московских обывателей (о чем сообщает Н. М. Карамзин) по географии Лукоморья никаких вопросов не было, все разумели под ним берега океана на Севере, где полгода царит ночь, а полгода - день. Ясного представления о том, чем занимаются в полярную ночь жители Лукоморья у московитян не было, и пробелы знаний дополняло воображение. Ходили поверья, что жители Лукоморья умирают (или засыпают на время полярной ночи, а весной воскресают (просыпаются).
Отнюдь не сказкой, а частью территории Евроазиатского континента, так и именуемой на географических картах - Lucomorye, - являлось Лукоморье для Европы уже, как минимум, со средневековья. Лукоморье обозначено на географических картах Меркатора, Кантелли, Юндиуса. В своих "Записках о Московии" Сигизмунд Гёрбёрштейн говорит, что Лукоморье расположено в горах, рядом с рекой Обью, излучина которой образует Лукоморье. Именно таким изображали Лукоморье на средневековых картах Азии - здесь много знакомых слов (Сибирь, Тартария, казаки, самоеды и др.). Есть и незнакомые, как, например, загадочная земля Молгомзэйя в верховьях Оби.
Французский путешественник Мандевиль, побывавший в Сибири в XV веке, рассказывая о народах и племенах, живущих в верховьях Оби и далее на восток, упоминает о бытующем там культе, объектами поклонения в котором были красное знамя и образ солнца.
Чуть позже, в XVII веке, в верховьях Оби побывал Гёрбёрштейн и сообщил в своих дорожных заметках о племени псеглавцев, знаемых в Европе лишь по легендам, а здесь живших в реальности.
Впрочем, не будем забывать об извечном пристрастии европейцев демонизировать Сибирь. Не избежал этого и знаменитый мыслитель - традиционалист XX века Рене Геном. Ссылаясь на своих тайных осведомителей, Генон указывает на бассейн Оби как на место расположения одной из семи башен Сатаны, добавляя, что "река Обь географически представляет собой такую форму, которая служит опорой постоянной активности для определенной категории демонов". И речь он ведет именно об устье Оби - то есть о той территории, которая на средневековых европейских картах обозначена как Lucomorye.
Однако само название Лукоморье (так в старину называли морскую луку, залив, бухту, любую излучину - то есть изогнутую, как лук, кромку морского берега) подсказывает: нет, излучина Оби всего лишь хранит память об излучине морской - ведь Лукоморьем, а не Лукоречьем назвали ту землю!
Златая цепь на дубе
Любопытно, что и в славянской мифологии есть образ древнего северного царства на краю света, называемого Лукоморье: там растет мировое древо - ось мира, корни которого уходят в преисподнюю, а вершина - в небеса. По этому древу путешествуют боги. Уж не тот ли это дуб, на котором "златая цепь", а "днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом"? Дуб -точно тот!
Кстати, любопытно: в черновиках Александра Сергеевича Пушкина, записавшего эту сказку, а значит, и в самом народном предании, кот ходит не вправо-влево, а вверх-вниз - подобно богам, путешествующим по мировому древу. Кот, как и медведь, - одно из священных животных бога Белеса. Велесовым внуком назван Боян в "Слове о полку Игореве", сказителем и песенником предстает в поэме Пушкина и кот ученый, поведавший поэту историю Руслана и Людмилы.
Золотое яблоко солнца
О полночном царстве, где солнце исчезает на полгода, а люди засыпают, чтобы проснуться с его возвращением, говорят и древнейшие книги человечества - Ригведа и Авеста.
Прародина древних ариев, согласно этим священным текстам, на полгода погружается в полярную ночь, солнце исчезает за горизонтом. А воскресая весной, обходит Землю кругами по горизонту. "Там обретаются вращения Солнца", - говорит Гомер о гиперборейском острове, расположенном "по ту сторону Огигии". Но такое вращение Солнца возможно наблюдать только на Северном полюсе, да еще в русских сказках, где есть образ солнца - золотого яблока. Помните? Серебряное блюдечко, по которому катится золотое яблочко, а на блюдечке и гор высота, и небес красота, и все чудеса поднебесные...
Загадки крайнего севера
На знаменитой карте (Герарда Меркатора (1569 г .)) на месте Северного полюса изображен неведомый материк с горой посередине, разделенный крестообразно четырьмя реками. Любопытно, но похожую картину можно увидеть и на архиерейских орлецах, употребляемых в Русской православной церкви для службы архиереев и в особых случаях.
Карта Меркатора
Но вернемся к карте Меркатора. Сделанная на ней надпись сообщает, что карта северного материка основана на свидетельствах рыцарей короля Артура, а также путешественников XIV века. Так что же, во времена раннего средневековья в Арктике не было льдов?! Оказывается, путешественники достигли полярных пределов посредством магии - это пояснение Меркатора точности, конечно, не добавляет.
Однако многочисленные исследования, основанные на сопоставлении карты Меркатора с современными географическими реалиями Скандинавии, Кольского полуострова, Карелии, не позволяют называть карту средневекового ученого продуктом фантазии.
Примечательно и упоминание о рыцарях короля Артура - значит дороги искателей Грааля привели их в Гиперборею? Впрочем, ответить на этот вопрос так же непросто, как и на то, почему Руслан отправился из Киева на поиски Людмилы "на дальний север", причем после того, как узнал, что похититель его невесты - колдун Черномор (само имя которого недвусмысленно адресует на юг, к Черному морю). Искушениям ведьм и русалок Пушкин уделяет совсем мало места, главным приключением в дороге на "дальний север" можно назвать спор и бой с отрубленной, но живой и говорящей головой брата Черномора. Такой же сюжет известен по поэме Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим", где крестоносец спорит с отрубленной, но живой и говорящей головой сарацина (эту поэму называют "Илиадой крестовых походов").
Как известно, войны эти велись за Иерусалим и Гроб господень. Но вот что удивительно: один из героев этих походов, снискавший себе славу спасителя христианства, паладин Карла Великого - Огьер Датский, попадает в конечном итоге на Аваллон - так говорит легенда. Но Аваллон - это центр гиперборейской традиции, центр аполлонического солнечного культа, где растет Древо Центра. Коротко говоря, тот самый дуб у Лукоморья! В традиции Запада Аваллон нередко отождествляется с царством пресвитера Иоанна (сокрытый от людей земной рай в представлении средневековья).
То же самое существует и в русской традиции, где Лукоморье порой смешивают с владениями царя и попа Ивана - поборника православной веры... Но подытожим сказанное.
Там Русью пахнет
Сейчас уже никто не сомневается, что все европейские народы имеют общую прародину. Предполагается, что исчезла она во льдах Арктики. Индия и Иран помнят ее как Арианна Вайэджо. Британцы - как Аваллон. Греки называют ее Гиперборея. Германцы - Туле.
Сегодня великие державы начинают спор за Арктику: здесь несметные залежи неосвоенных природных ресурсов, здесь оптимальное место для расположения военных баз с целью нанесения ракетного удара и многое другое. Каждый европейский народ имеет свою долю прав на легендарную территорию, скрытую во льдах, - прародину всех европейцев.
А нам важно помнить, для всех славян это - Лукоморье, где "русский дух... где Русью пахнет". Едва ли не последними наши предки покинули свою арктическую прародину, храня ей верность, а уходя от несущих гибель льдов к югу, нарекали в честь нее берега Оби, излучины Азовского, Каспийского и Черного морей...
"Интересная газета. Мир непознанного" №2 2010 г .
Подпишись на новые статьи и поделись прочитанным:
0 коммент. :
Отправить комментарий